Аркадий Райкин цитаты, школа юмориста

Аркадий Райкин

Советский актёр, конферансье, театральный режиссёр, юморист

 

Радуга жизни

Лучшего лекарства, чем правда, никто пока не изобрел.

Мне больно и страшно слышать рассуждения о том, что у наших детей слишком легкая жизнь, мало трудностей и лишений. И что от этого, дескать, страдают их человеческие качества. Это неправда. Трудности, беды, гонения ‒ не они формируют личность. Они лишь обнаруживают, удостоверяют существующие, но скрытые до поры черты характера. Человека формирует счастье. И если он вырос не таким, как нам всем хотелось бы, то, скорее всего, потому, что счастья ему оказалось недостаточно.

Если человек попал в беду, доброе слово не бывает лишним.

Дурак ‒ это человек, который не на своем месте.

Знаете ли вы, что длинная память причиняет своим обладателям куда больше неудобства, нежели короткая? Во всяком случае, длинную память не всегда имеет смысл афишировать, ибо часто находятся желающие ее укоротить.

Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Мудрость жизни, помимо всего прочего, заключается в том, что она, жизнь, непременно одергивает нас, когда мы относимся к себе с излишней серьезностью, то есть когда мы слишком сосредотачиваемся на своих достижениях и таким образом теряем чувство реальности. Излишняя серьезность — особенно в отношении к самому себе — та же беспечность. Это, если угодно, две стороны одной медали. Как бы то ни было, полезно прочувствовать — и чем раньше, тем лучше, — что действительность мало зависит от факта твоего существования. Достигнешь ли ты того, к чему стремишься, или не достигнешь, будешь ли ты счастлив или не будешь, мир, в сущности говоря, к твоей судьбе вполне равнодушен, он готов обойтись без тебя. Кто на это обижается, тому ничем нельзя помочь.

 

 

Нет ничего страшнее, чем знать, что ты никому не нужен, но ты еще есть.

Искусство

Зритель аплодирует не потому, что ты такой талантливый, а потому, что он такой умный.

 

 

 

Излишняя серьезность ‒ особенно в отношении к самому себе ‒ та же беспечность.

Зло многолико. Но человеческих пороков в чистом виде не так уж много: трусость, жадность, зависть, себялюбие. Эти пороки, делающие человека рабом, искусство бичевало во все времена. И во все времена бичевать их было искусством, потому что они никогда не проявляются открыто, называя самих себя по имени.

Бесконфликтная литература ‒ изобретение недоумков и негодяев.

Если только перед тобой не заведомая халтура, будь любезен, уважай труд художника.

Мимолётность ‒ неотъемлемое свойство театра. Пожалуй, ни в каком другом искусстве успех не бывает столь очевиден, осязаем. Равно как и забвение.

 

 

Злоба – дама антихудожественная и антиобщественная. Дрожащей рукою писать неприлично и совестно.

Никто не возьмет на себя смелость критиковать книги профессора математики о дифференциалах, не имея со­ответствующей математической подготовки. Никто не отважится давать указания хирургу, не понимая ничего в медицине. Но есть одна область, судить о которой вправе каждый. Это — искусство.

Правда не бывает легкой и удобной. Но я говорил ту горькую правду, которая меня волнует. И не ради смеха. Мой закон жизни ‒ не молчать, не угождать сильным мира сего.